Сложность утилизации шпал обусловлена их пропиткой, которая имеет высокую токсичность из-за используемых антисептиков (креозот, креозол, каменноугольное масло и др.). Наиболее часто шпалы для предотвращения их гниения пропитывают креозотом, который как продукт перегонки каменного угля содержит 70% ароматических углеводородов (крезолы, фенолы, их эфиры, нафталин, антрацен и др.).
Пропитанные каменноугольными антисептиками шпалы невозможно просто сжигать, так как в выбросах дыма содержится 4% несгоревших ароматических углеводородов. Для решения этой проблемы наиболее приспособлены цементные печи, в которых теплохимический процесс проходит при температуре 1800оС.
Для того, чтобы в таких печах железнодорожные шпалы использовались более эффективно, их предварительно измельчают в дробилке. В процессе измельчения отделяются металлические части от древесины при помощи магнитного сепаратора. Измельченные шпалы смешиваются с другими отходами, которые способствуют снижению концентрации ароматических соединений и улучшению технологических характеристик получаемой продукции, которую в дальнейшем используют для производства цемента.
Такая технология утилизации деревянных железнодорожных шпал экологически безопасна, ресурсосберегающая и полностью безотходная.
|