На сегодняшний день отсутствует какое-либо отдельное определение экофеминизму. В этом разделе мы вам приведем некоторые принципы экофеминизма. Экофеминизм соглашается с тем, что доминирование женщин и доминирование природы очень сильно взаимосвязано, а также с тем, что экологические усилия являются неотъемлемой частью той работы, которая проводится для того, чтобы преодолеть притеснение женщин. Первичными целями экологического феминизма являются приблизительно те же цели, которые типично связывают с либеральным феминизмом. Различие экологического феминизма заключается в том, что в данном случае не ищется равенство с мужчинами, а экологический феминизм стремиться к освобождению женщины, чтобы женщина, наконец, стала женщиной. Основным действием, которое приведет к данному освобождению является признание ценности действий, традиционно связанных с женщинами – материнство, очаг и так далее. Некоторыми феминистками экологический феминизм был раскритикован, так как, им казалось, что, таким образом, еще больше укреплялись устоявшиеся стереотипы.
Женщины и природа. Достаточно часто в западном обществе женщина рассматривается как нечто низшее, как по отношению к мужчинам, так и по отношению к культуре. Достаточно мужчину чувствуют свое превосходство, не только по отношению к женщине, но и по отношению к окружающей среде. Если проанализировать, то достаточно часто все, что было связано с природой, изображалось в женском обличье. Считается, что женщина ближе по своему характеру к природе, чем мужчина. Так происходит к тому, что традиционная роль женщины, которая была связана с рождением детей и материнством, частично достаточно близко ассоциировалась именно с природой. Ежемесячный менструальный цикл женщины, который связан с лунными циклами, также является косвенным доказательством женской близости к природе и естественным ритмам. Наше культурное восприятие 'предменструальной женщины' символизирует эту ассоциацию между женщинами, телом, природой и иррациональным числом. Экологический феминизм «говорит» на это, что таким образом обесцениваются и угнетаются обе женщины – непосредственно женщина и природа. Экологический феминизм выдвигает теорию о том, что патриархальное общество построено на четырех взаимосвязанных столбах - дискриминация по полу, расизм, классовая эксплуатация и экологическое разрушение. Проведенный анализ показывает, что, конечно же, такому давлению подвергаются не только женщины, которые изображаются, как наиболее приближенные к природе, также угнетаемые расы, социальные классы также достаточно близко связаны с природой. Если мы хотим наконец-то избавиться от всех этих притеснений, необходимо теоретизировать все вместе – пол, социальное положение, раса и природа. Если мы будем знать, как же притеснение сосредотачивается на воплощении, то, таким образом, мы можем также теоретизировать другие связанные притеснения, например, притеснения, связанные с возрастом человека или с его сексуальными предпочтениями. Экологическим феминизмом был сделан особенно полезный анализ отношений власти, именно поэтому экологический феминизм отклоняет любую форму иерархии.
Патриархальная двойственность. Большинство форм экологического феминизма полагается на исторический анализ идеологии. Согласно проведенному анализу, притеснение природы и женщин появилось с созданием западной идеологии, которая был названа патриархатом. Эта идеология возникла приблизительно пять тысяч лет назад. Западные патриархальные взгляды базируются на «двойственности», в мировом представлении распоряжение миром должно происходить в противопоставлении пары понятий или концепций. Например, мышление раздроблено в зависимости от того, кто мыслит – мужчина или женщина, культура зависит от характера природы. Таким образом, одно понятие в каждой паре считается более приоритетным, чем другое. Это «другое» понятие иногда демонизируется, в любом случае, к нему всегда предвзято относятся. Понятия с обеих сторон связаны в сложные отношения, которые становятся взаимно укрепленными. Группы, которые угнетаются в нашем обществе, часто связываются с телом (мужским или женским) и могут изображаться как интуитивные, но излишне эмоциональные. Классическая форма этой парадигмы создает иерархию ценности следующим образом:
1. Бог;
2. Мужчина;
3. Женщина;
4. Дети;
5. Животные;
6. Природа.
Эта иерархия ясно показывает обычное предубеждение и дискриминацию по половому признаку. Достаточно много аспектов расизма, классицизма и империализма работают приблизительно по такой же иерархии. Патриархальная система веры в различные 'мужские' качества ума и анализа, тем самым характеризует интуитивные, эмоциональные 'женские' качества как пассивные, слабые и иррациональные и поэтому низшие. Такие качества как пассивность, слабость и нелогичность не плохи сами по себе, однако они являются часть идеологии Патриархальной двойственности. Именно поэтому, иногда достаточно познавательно обратить внимание на наши собственные чувства о таких качествах. |