Согласно теории социальной экологии, экологический кризис наступил в результате иерархической организации власти и авторитарного менталитета, внедренного в структурах нашего общества. Западная идеология доминирования над естественным миром является результатом этих социальных отношений. Доминирование человеком над природой происходит от очень реального доминирования человека над человеком. Альтернативой этого является общество, которое основано на экологических принципах, которое исповедует органическое единство в разнообразии, свободном от иерархии и основанном на взаимном уважении к взаимосвязи всех аспектов жизни. Если мы сможем изменить отношения в человеческом обществе, то наверняка наши отношения с остальной частью природы тоже станут иными, то есть преобразованными. Основным идеологом и мыслителем движения социальной экологии является Марри Букчин ( Murray Bookchin ), поэтому мы в этом разделе приводим постулаты, которые были сформулированы ним. Марри Букчин ( Murray Bookchin ) удалось достаточно сформировать основные принципы социальной экологии, которые он не устает защищать и отстаивать. Возможно, именно поэтому, социальная экология более последовательна, чем, например, глубокая экология или чем экофеминизм.
Ключевые принципы. Основным принципом экологической экологии является то, что экологические проблемы являются результатом укоренившихся социальных проблем. Нельзя понять экологические проблемы без четкого понимания социальных проблем. Если у людей не будет четкого понимания социальных проблем, то проблемы экологии будут решаться гораздо меньше. Социальная иерархия и классовое неравенство «узаконивают» наше доминирование над окружающей средой и подкрепляют систему потребителя. Первопричинами экологических проблем являются такие факторы, как гонка за прибылью, промышленное расширение и идентификация прогресса с корпоративным личным интересом. 'Что является социальной экологией? Экологическому ущербу, который нанесен нашим современным обществом, более чем соответствует вред, который причиняет человечество гуманности. Социальная экология подчеркивает, что судьба человеческой жизни идет, взявшись за руки с судьбой нечеловеческого мира. Социальные экологи считают, что такие вещи, как расизм, половая дискриминация, эксплуатация стран третьего мира – это факторы, которые осуществляются по тем же самым механизмам, по которым происходит опустошение и разрушение тропического леса. Также, одним из принципов социальной экологии является то, что природа может обеспечить нас этическими принципами. Процветающая экосистема максимизирует разнообразие и взаимодействие и минимизирует иерархию и доминирование. Польза целого архивирована через «богатую индивидуальность и сложную взаимосвязь частей». Марри Букчин ( Murray Bookchin ) призывает к целостной 'экологической чувствительности', которая поощрила бы эту игру и праздновала бы воображение.
Социальная экология и другие теории. Марри Букчин ( Murray Bookchin ) утверждает, что большинство защитников окружающей среды сосредотачивается на признаках наших проблем, а не на причинах. Именно поэтому достаточно часто на первый план выдвигают увеличение технологичности и промышленности нашего мира, а также приросте населения планеты. Дело в том, что уменьшение численности населения в данном случае не будет работать. Так, например, средства массовой информации (СМИ), которые создали бессмысленное потребление, были бы мобилизованы, для того, чтобы увеличить закупку товаров, независимо от потребности в них. Если мы не изменим общество, то так называемее «мягкие» технологии не принесут необходимых результатов. Даже самая простая технология может нанести экологический ущерб окружающей нас среде, потому, что идеология потребления останется неизменной. Примером этого могут служить леса Англии, которые были вырублены для того, чтобы делать оси. А производство осей остается неизменным с очень давних времен, начиная с Бронзового века. На сегодняшний день движение в защиту окружающей природной среды – это простая «экологическая разработка», которая более озабочена переделыванием существующих ценностей, чем изменение и замена самих ценностей. Движения, направленные на защиту окружающей среды сегодня используется в качестве предвыборного лозунга в различных политических кампаниях. Теории, которые требуют экологического кризиса, культурны, а социальные проблемы могут еще больше запутать ситуацию. Иерархические общества начали грабить планету еще до появления современной науки. 'Линейная' рациональность, и 'индустриальное общество', культурные причины - это наиболее часто лозунги, к которым прибегают в экологических движениях. Социальная экология относится достаточно критически к понятию зеленой защиты прав потребителей или зеленых инвестиций. Такую ситуацию Марри Букчин ( Murray Bookchin ) называет "зеленым капитализмом". Дело в том, что вы сегодня живем в слишком капитализированном обществе, которое слишком стремиться находить новые области зарабатывания денег, поэтому все чаще добавляется экологическая формулировка при проведении рекламных компаний и обращению к клиентам. Также, социальная экология исповедует те принципы, что ни один, даже «действительно зеленый» предприниматель не смог бы выжить в современном мире. Потому что, несмотря на то, что отовсюду звучат экологические лозунги и слоганы, экологически чистое производство всегда, по крайней мере сейчас, дороже традиционного, соответственно стоимость производимых товаров или услуг, будет гораздо выше, в сравнении с конкурентами, которые только говорят о том, что их производство не наносит вред окружающей среде. Некоторые из противников социальной экологии говорят, что данное направление с подозрением относится к духовности. Однако, социальная экология была самым ранним экологическим направлением из современных экологий, которая призывала в широкому изменению в существующих духовных ценностях. Социальная экология стремится заменить наш менталитет доминирования, на этику взаимозависимости . Такая этика отражает нашу истинную роль, согласно которой необходимо создать для всех существ более полный, более богатый мир. Эта этика взаимозависимости имеет духовное измерение. Духовность, помноженная на социальную экологию, является окончательно натуралистической, а не супернатуралистической или пантеистической
Люди, характер природы и общество. Согласно трактовке Марри Букчин ( Murray Bookchin ), люди – это в основном только очень интеллектуальные приматы. Все мы являемся частью природы. Люди – это как бы иностранцы, у которых нет никакого места или родословной в естественном развитии. По своему существу люди являются инвазией, которая заражает очень антропоморфическую версию планеты паразитами ( Gaia ). Далекие от того, чтобы быть неестественными, люди – это выражение глубокого естественного процесса. Человеческое сознание – это результат природы, борющейся за увеличение сложности и понимание.
Еще статьи по теме: Мировые демографические проблемы
Проблемы перенаселенности Земли
Экологические проблемы, связанные с перенаселением
Интенсивная урбанизация и сопутствующие проблемы
Человек в мире природы
Поддержание баланса в экологии
Составляющие экологии
Экология как наука
Как жить экологично?
Необходимо ли изучение экологии в школе?
Как обустроены лучшие экологические дома?
Экология каждого отдельного человека
Экология родного города: что от нас зависит?
Причины задуматься об окружающей среде
Архив статей
|