История развития городов и Москвы в частности показывает, что большой город с одной стороны является мощным загрязнителем природной среды, а с другой – крупным центром научно-технического прогресса, направленного на решение проблем экологии.У Москвы имеется многовековой опыт решения экологической проблемы, глубоко уходящий корнями в историю.
Ее планировочная структура складывалась на протяжении всей ее многовековой истории. В последние годы XIX века радиально-кольцевая сеть московских улиц и дорог постепенно дополнялась фрагментами будущих хордовых магистралей, проложенных в обход городского центра. Радиально-кольцевую систему планировки сохранили и в наше время, дополняя ее по мере роста города новыми направлениями. Несмотря на все ограничения, эта система функционирует, усиливая и так огромные нагрузки на московский природный комплекс.
Еще 10-20 лет назад, несмотря на промышленные источники загрязнения, резкого обострения экологической ситуации в столице не наблюдалось из-за возможности ее природного комплекса перерабатывать выбросы промышленности. Важную роль в этом играли солидные «зеленые клинья», разделяющие зоны антропогенной нагрузки и заодно поглощающие выбросы.
Согласно генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года, вокруг столицы должен был существовать Лесопарковый Защитный пояс, в котором разделение производственных и жилых зон должно было происходить при помощи крупных массивов зеленых насаждений. Именно в это время впервые появляется государственная стратегия вывода вредных промышленных источников загрязнения за городские пределы.
Нагрузки на природный комплекс значительно возросли в периферийных районах в связи со строительством МКАД в 1961г., которая стала мощным источником загрязнения атмосферы, почвы и поверхностных вод. Однако МКАД значительно разгрузила центральную часть города от транзитного транспорта и немного ослабила антропогенное воздействие транспорта на исторический центр Москвы.
В последние годы одна из проблем экологической ситуации столичного региона - в несогласованности действий Москвы и московской области. Так Лесопарковый защитный пояс Москвы, созданный с целью санации и рекреации зон, к настоящему времени из-за близости к нему транспортных магистралей, городских свалок, промышленных объектов, жилой застройки, в большей степени утратил свои функции. Несогласованное освоение территорий вдоль МКАД и по границам резервных территорий Москвы привела к тому, что большая часть городского периметра граничит не с зелеными, природными территориями, а с у территориями, фактически продолжающими московскую застройку. В связи с активным малоэтажным строительством (под него уже выделено 5 тыс. га территорий) возникла реальная перспектива замыкания урбанизированного кольца вокруг Москвы. Многие поселения не имеют развитой инфраструктуры, сами расположены в зонах санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения Москвы, и не имеют градостроительной документации и необходимого экологического обоснования. Государством экологическая экспертиза таких пригородных территорий к сожалению не проводится.
Источник: http://obozrevatel.ru
|