В нынешних условиях военная экология стала особо важной наукой, изучающей последствия деятельности вооруженных сил при постоянно ухудшающихся условиях и качестве природной среды и увеличивающегося дефицита используемых природных ресурсов, главным образом, топливных.
Проблемы военной экологии
Применение не возобновляемого топлива, а именно нефти, в военных целях, а также последствия множества аварий при транспортировке этого ресурса, нуждаются в разработке самостоятельной ветки промышленной экологии.
Выброс нефтепродуктов в окружающую среду, а также продуктов их переработки, случился в 2003 году в Ираке в качестве результата военного действия «Шок и трепет». Однако до сих пор последствия выброса исследованы не до конца. После операции «Буря в пустыне» на территории Персидского залива большая концентрация нефтяных загрязнений была отмечена во время спуска горючего из терминала в Си-Айленд, от разрушения очистителей и сборников в Хафджи, а также от авиационных бомбардировок авиацией иракских танкеров.
Тяжелейшим и до конца неисследованным загрязнением стали отложения нефти на дне моря. Еще одной сложной проблемой стала ликвидация нефти, собранной на суше и в море, которая содержится в течение долгих месяцев во временных емкостях на территории Ирака.
В общей сложности на ликвидацию загрязнений нефтью использовалось 34 танкера. В итоге за день извлекалось примерно 25 тысяч барр вылитой нефти, а затем собранное топливо отправлялось в сборник за 10 километров от места загрязнения. По информации ОПЕК, для борьбы с последствиями войны на территории Персидского залива было ассигновано более 450 миллионов долларов. Это денежная цена экологического ущерба только одного военного конфликта.
Аварии и катастрофы в армии и флоте
По своим последствиям различные аварии на армейских объектах и флоте могут сравниться с аварией на станции в Чернобыле. В процессе обычной жизнедеятельности флота или войск на природу действуют твердые либо жидкие радиоактивные отходы, реакторные отделения атомных подводных судов, химически зараженные территории и морские объекты, бытовые отходы флота. Здесь важно сократить экологическую опасность ныне имеющихся образцов техники посредством модернизации или использования специальных организационных или технических мероприятий.
К этим мероприятиям относится утилизация и надежное захоронение радиоактивных отходов, очищение акваторий и территорий, на которых базируются флоты и войска от загрязнений продуктами нефтепереработки.
Акватории морей и океанов все чаще применяются торговым и военным флотом. Это приводит к повышению содержания в морских водах загрязнителей. Каждый год в море добавляется примерно 15 миллионов тонн нефти, которая поступает со стоками с суши и морских объектов, в том числе и во время эксплуатации судов и береговых служб. Последствия могут быть самыми неблагоприятными и для морской экосистемы, и для человека.
|